Sergii Miloskiy
Senior Product designer в GetYourGuide. До этого App Designer и Team lead в Booking.com

Старбакс (уличное) дизайн тестирование

Салют, сегодня решил написать небольшую статью о быстром методе тестирования называемом “уличное тестирование” (street test, starbucks test).

Я активно использовал его будучи дизайнером мобильных приложений в Booking.com

Как все началось

Попав в новую команду (отвечавшую за отображение политики отмены и цены) в Booking.com я с удивлением обнаружил, что на тот момент дизайны / идеи почти никак не валидировались перед запуском в производство.

Подход был следующим: Есть проблема -> Дизайнер набрасывает решение -> Разработчики имплементируют -> Запускаем A/B -> Если проблема решена – оставляем, если нет то делаем новую итерацию.

Все хорошо, но дизайнер не всегда знает какова из идей стоит того чтобы ее пускать в разработку, а разработка занимает время (соответственно стоит денег). Цена провала достаточно высока (около 2-4 недель разработки) и просто доверять чутью дизайнера не стоило бы.

Так я решил попробовать поделиться с командой идеей проведения быстрых уличных исследований для валидации идей и интерфейсных решений.

Процесс

Если вы не знакомы с концептом уличных исследований, то вот вам краткое описание: вы выходите с прототипом/дизайном на улицу, ловите случайных людей и быстро просите их посмотреть/провести действия с прототипом.

В нашем случае, я решил попробовать делать это каждую пятницу после обеда. У нас в команде были двухнедельные спринты во время которых мы обычно параллельно работали над несколькими задачами, поэтому всегда было что-то на потестировать.

Первый выход в поле был жестким: мой английский далек от идеала, я пошел проводить исследование один, у меня был лептоп и телефон с прототипом (мне нужно было протестировать два варианта отображения цены на телефоне и два на сайте и понять какой более понятный пользователям и почему). 

Так как на первом этаже здания где базируется Booking в Амстердаме есть старбакс – я решил идти туда (отсюда и название Старбакс Тестирование).

Это было ужасно. Я не знал как подойти к незнакомому человеку и заговорить с ним на неродном языке, многие люди шарахаясь отказывались, показывать прототип и делать заметки одновременно оказалось не так то и просто.

Каким-то чудом мне удалось потестировать прототип на 7 посетителях и собрать заметки. Несмотря на всю неловкость и страх происходящего, это оказалось именно то что мне было нужно!

Придя назад на свое рабочее место я поделился с командой собранным материалом, своими впечатлениями и предложил делать это каждую пятницу после обеда. Так у нас родилась пятничная традиция!

Полученные уроки

После этого мы провели десятки таких сессий после каждой из которых я делал небольшую ретроспективу где разбирал как можно улучшить процесс и что изменить на следующем тестировании.

Вот собственно небольшой свод уроков выстраданных на практике…

Будьте подготовлены

Всегда нужно быть подготовленным. Сделайте прототип, подготовьте устройство, запустите прототип до теста, проверьте все ли работает.

Напишите цели теста, парочку вопросов на которые вы хотите получить ответы.

Например: понимает ли пользователь что значит поле Taxes (налоги) под ценой, как он думает включены ли они в цену?

Тестовые задания должны быть небольшие

Лучше всего использовать данный метод когда:

  • вам нужно протестировать что-то небольшое (например понимает ли пользователь что значит тот или иной интерфейсный элемент)
  • нужно понять понимает ли пользователь как взаимодействовать с элементом
  • вы хотите сравнить два разных решения небольшой проблемы
  • вы хотите протестировать простенький флоу (два-три клика до выполнения цели)
  • и т.п.

По времени 10-15 минут

Важно чтобы то что вы проверяете было небольшое и не заняло больше чем 10-15 минут.

Люди пришли в старбакс (любое другое место) не чтобы сидеть два часа и разбираться в ваших прототипах.

6-7 человек достаточно

Достаточно протестировать ваш прототип на 6-7 человеках чтобы выявить 80% основных проблем.

Обычно, если одну и ту же проблему испытывает 4-5 опрошенных то стоит обратить на нее внимание, так как скорее всего это действительно проблема.

Лучше всего тестировать на мобильном девайсе

Лучше всего данный метод исследований показал себя когда нужно было протестировать интерфейсные решения мобильных приложений.

Сайты тестировать было куда сложнее: нужно было таскать с собой лептоп, не очень ясно как сесть с человеком чтобы и экран видеть и не влезать в его личное пространство, веб интерфейсы обычно потяжелее чем мобильные и пользователю нужно время чтобы разобраться что там происходит.

Так что спустя пару итераций мы остановились на том чтобы тестировать только мобильные интерфейсы.

Делайте это вдвоем

Не ходите на стрит тесты один. Это плохо сразу по нескольким причинам:

  • Очень тяжело и тестировать и делать заметки (а это очень важно)
  • Люди не очень доверяют когда одинокий мужик подходит к ним и пытается что-то там потестировать
  • Вы не уделяете человеку достаточно внимания (потому что приходится слишком много вещей делать одновременно), что мешает установлению доверительного контакта
  • Кто-то может занять ваше место пока вы ходите и ищете свою жертву 🙂

Как показала практика, наилучшей по количеству согласившихся людей является комбинация парня и девушки (почему-то люди так доверяют больше). Один человек задает вопросы и показывает прототип, второй человек – делает заметки.

Давайте вознаграждение

Предлагайте человеку вознаграждение за участие в тестировании. Мы обычно предлагали купить им кофе/чай/пончик за участие в тесте.

Поэтому мы часто подходили к людям которые стояли в очереди (чтобы оплатить за них то что они выберут в качестве вознаграждения).

Стоимость чашки кофе несоизмерима с тем какую пользу может принести человек дав парочку ответов и сколько может помочь вашей команде сэкономить денег.

Носите бейджик

Носите бейджик с названием компании и своим именем.

Так как человеческая память так себе жесткий диск, лучше всего иметь на себе свое имя, чтобы человек мог легко вспомнить ваше имя когда ему нужно обратиться к вам по имени (фамилию писать не нужно).

Ну и компанийский бейджик помогает человеку немного довериться вам, так как в его понимании вы не какой-то хрен который представился работником компании, а человек с бейджиком (не спрашивайте меня почему это работает).

Отказы – это нормально

Не принимайте близко к сердцу. По моему опыту отказывают процентов 85 всех к кому вы подходите. И это нормально!

Не у всех людей есть свободное время, не все люди хотят участвовать в чем-то таком, не все достаточно комфортно говорят на английском языке… Просто примите это.

Но зато, для оставшихся 15 процентов, ваше тестирование может быть самым прекрасным и интересным что с ними произошло за день! Помните об этом!

Делайте дебриф

После проведенного исследования обязательно садитесь и проходите через полученные данные. Обработайте их, поймите, что релевантно а что мусор. 

Составьте список изменений / идей о том как улучшить продукт опираясь на полученные данные.

Сделайте небольшой репорт и поделитесь с командой.

PS

Статья является подведением опыта одного человека. Всегда пропускайте ее через свой фильтр, опыт и специфику вашей организации. Не факт, что следуя описанным принципам вы получите тот же эффект.